Историю изобретения и использования механизма домкрата сложно проследить. По мнению историков, в том или ином виде конструкция изобреталась и использовалась ещё с античных времён, но так и не получила массового признания. Одни из первых упоминаний о механизме-прародителе домкрата находят в исторических хрониках, где описывался таинственный механизм, используемый древними римлянами для разлома ворот осаждаемых городов. Однако их достоверность — сомнительна.
Первым из современных домкратов была реечная конструкция. Патент на неё был выдан американцу Филиппу Джону Харре в 1895 году и описывал механизм, предназначенный для подъёма механизированных повозок и инвентаря фермерских хозяйств.
Изобретение автомобильного домкрата, предназначенного для простого и быстрого подъёма автомобиля, приписывают Питеру Лунати. Патент был выдан 1 сентября 1925 года и описывал гидравлический подъёмник с поворотным механизмом, позволявшим въезжать и спускаться с домкрата на передней передаче. Естественно, его конструкция была далека от компактности и использовалась исключительно ремонтными мастерскими.
Возможность купить домкрат, обеспечивающий быструю замену колеса прямо на дороге, появилась ближе к середине столетия. Что показательно, мобильным и компактным домкратом, хранимым в багажнике стал механизм винтового типа с ромбовидной формой конструкции. В то же время для армейских машин с повышенной проходимостью стали выпускать реечные домкраты, а чуть позже — компактные гидравлические системы вышли на гражданский рынок.
Функциональность автомобильного домкрата напрямую зависит от таких факторов:
В зависимости от сферы применения модифицировались и конструкции механизмов домкратов. Так автомобилисты получили бутылочный гидравлический механизм – простой в обслуживании и надёжный, вытеснивший винтовые домкраты. Владельцы внедорожников используют в своей практике домкрат High Jack в качестве лебёдки, позволяющий столкнуть машину, увязшую в колее. А в автомастерских используют в зависимости от решаемой задачи конструкции подкатного, трансмиссионного или гидропневматического типа.